Единый портал Алтая

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Регистрация Забыли пароль?

Интересная информация

01.01.1970Да, правы те, кто говорит, что Россия – страна с наибольшим количеством отмечаемых праздников. Но далеко не все праздники веяние современности, есть и сложившиеся исторически. Например – Международный женский день. А все ли задаются вопросом, какие
Подробнее ...

Полезная информация



Интересная информация Этнические особенности Алтайского края


Этнические особенности Алтайского края

E-mail Печать PDF

Этнические особенности Алтайского края В первый период (XVIII - первая половина XIX в.) русские расселились в соседстве с местными народами, как и вообще русское старожилое население на всей территории Сибири. Создание сравнительно компактных ареалов заселения как в Западной, так и в Восточной Сибири и постоянная связь с основной территорией расселения в европейской части страны позволили русскому народу сохранить свою этническую самостоятельность, а основание поселений в южной, благоприятной для земледелия зоне дало возможность быстро наладить и развить традиционное полеводческо-животноводческое хозяйство. Сравнительно-историческое рассмотрение материальной культуры русского населения показывает единую направленность протекавших здесь этнических процессов - восстановление и совершенствование в новых условиях традиционной культуры, которое в земледельческой полосе Сибири проходило более успешно.

Второй период (конец XIX - начало XX в.) характеризуется развитием народной культуры на основе взаимовлияния между восточнославянскими народами, расселявшимися на Алтае. В то время развернулось интенсивное освоение земельных угодий, что было связано с внесением южнорусской и украинской земледельческой культуры и активизацией экономической жизни округа.
В конце XIX - начале XX в. на Алтае наблюдалось значительное разнообразие культурно-бытовых традиций. Вследствие расселения двух историко-культурных групп в разных природных местностях Алтайского округа сложились две этнокультурные зоны: в северо-западной возобладали южнорусские и отчасти украинские традиции, в юго-восточной и южной сохранились севернорусские.
Для дореволюционного времени была характерна сословная, социальная и этнографическая разобщенность населения. Это задерживало развитие этнических процессов. Однако нивелировка различий осуществлялась в практике хозяйственной деятельности и через установление семейно-родственных связей между переселенцами и старожилами. Этнические процессы были направлены на взаимодействие традиций старожилов и переселенцев, отбор наиболее эффективных методов ведения хозяйства и организации быта. На стороне старожилов была лучшая приспособленность к природным особенностям Алтайского округа, на стороне переселенцев - культурные достижения народа, принесенные с основной территории расселения. В начале XX в. своеобразное переплетение черт северно-, южнорусской и украинской культур составило специфику Алтайского округа в регионе Западной Сибири.

Третий период - после установления Советской власти - самый короткий по времени, но наиболее насыщенный этнокультурными изменениями. В то время продолжали развиваться начавшиеся ранее процессы нивелировки разнородных традиций, при этом наблюдалось усиление южнорусских элементов культуры и распространялись достижения общерусской, а также общесоветской культуры. Продолжалось формирование в Алтайском крае локального варианта русской сибирской культуры на севернорусской основе с сильным влиянием южнорусских и украинских традиций. Такое направление этнокультурных процессов было присуще всей русской культуре южной полосы Сибири, куда в пореформенное время устремился поток переселенцев. Однако, судя по имеющимся в нашем распоряжении материалам, на юге Западной Сибири - в Алтайском округе - влияние переселенцев оказалось сильнее, чем в Восточной Сибири (Приангарье, Забайкалье).

Решающие перемены в быту вызвала коллективизация. Новые общественные и трудовые отношения разрушили сословную замкнутость, ослабили религиозную и этническую обособленность. Развитие производственных и культурных связей способствовало объединению населения. Период коллективизации, как и повсюду в стране, был временем коренных изменений в быту сельского населения. В Алтайском крае это проявлялось в разукрупнении поселений, переустройстве хозяйственного двора, модернизации костюма, распространении городских форм одежды даже среди наиболее консервативных групп населения, в улучшении обеспечения продуктами, развитии культуры питания.

Трудности, вызванные гражданской войной, кулацкой антисоветской - деятельностью и особенно Отечественной войной 1941-1945 гг., задержали развитие начавшихся преобразований но вместе с тем способствовали сплочению всего советского народа, доказали прочность социалистических принципов, советской государственности. В то время в некоторой мере восстанавливались прежние элементы народной культуры, использовавшиеся в более сложные периоды истории.

Уже в восстановительный период по окончании войны успехи народного хозяйства позволили выделить значительные средства для реконструкции сел (завершение электрификации, развитие снабжения, помощь индивидуальным застройщикам и пр.), что приближало быт сельских жителей к городскому. Вместе с тем сохраняющаяся специфика условий жизни и производства в сельской местности обусловливает известное отличие сельского быта от городского, определяет сохранение прежних народных традиций и развитие специфических новых. В разных элементах материальной культуры эти явления прослеживаются в различном соотношении.

Русские в настоящее время составляют большинство в многонациональном населении Алтайского края. Русская народная культура оказывает большое влияние на быт и традиционную культуру других народов, как коренного местного населения, так и расселившихся здесь после присоединения территории к России. Со своей стороны русские при освоении региона широко использовали новые бытовые черты, сложившиеся в ранее заселенных местностях Сибири, и некоторые элементы национальной культуры местного населения, приспосабливая к местным условиям традиции, принесенные из европейской части страны.

Доля других этносов повышена в пограничных районах: северо-западных, куда еще в годы Столыпинской реформы переселялись выходцы с Украины, Поволжья, Северного Кавказа (в основном украинцы и немцы), а также приграничных с Казахстаном западных районах (казахи). Немногочисленные алтайцы и кумандинцы проживают на предгорном юго-востоке края (табл1. ).
Очаг расселения российских немцев начал формироваться еще во второй половине XIX– начале XX века, в процессе крестьянской колонизации степного Алтая. Вторая «волна» была связана с принудительными миграциями (в основном поволжских немцев) в 1930–1940-х гг. В советский период для немцев существовали ограничения на получение высшего образования, они были расселены в сельской местности, вдали от крупных городов, и несколько послевоенных десятилетий не имели возможности свободно выезжать за пределы района своего проживания. В их социальной структуре преобладали крестьяне, а интеллигенцию представляли в основном учителя и работники социальной сферы. В настоящее время немцы численно преобладают лишь в Немецком национальном районе, созданном в конце 1980-х гг., их доля повышена в соседних Хабарском, Славгородском районах. В 1970–1990-х гг. значительная диаспора сложилась в крупных городах, прежде всего в Барнауле.

Таблица 1. Динамика этнического состава населения Алтайского края, 1989–2000 гг.

Этносы

Численность, тыс. чел.

Доля в населении, %

Районы, с максимальной долей этноса в общей численности населения (%)

1989 г.

2002 г.

1989 г.

2002 г.

Русские

2354,5

2398,1

89,5

92,0


Украинцы

75,0

52,7

2,9

2,0

Бурлинский (19), Родинский (17), Славгородский (14), Табунский (13), Романовский, Кулундинский (по 8)

Немцы

126,9

79,5

4,8

3,0

Немецкий национальный (32), Славгородский (17), Табунский (19), Кулундинский (8), Благовещенский, Алейский, Михаловский, Рубцовский (по 7)

Алтайцы и кумандинцы

4,8

3,5

0,2

0,1

Алтайский (0,3), Красногорский, Советский (по 0,2)

Казахи

11,0

9,8

0,4

0,4

Бурлинский (10), Михаловский (6), Угловский (4)

Белорусы

11,3

8,3

0,4

0,3

Табунский (0,9), Кулундинский, Немецкий (по 0,7), Славгородский (0,6)

Все население

2631,3

2607,4

100,0

100,0


В постсоветский период этническая однородность населения края усилилась. В результате эмиграции быстро уменьшается численность российских немцев, в кулундинском ареале их проживания происходит постепенное замещение коренных жителей на мигрантов из Казахстана, в основном русских. Сократилась численность казахов, они возвращаются на родину из приграничных с Казахстаном районов края. Снижение численности украинцев и белорусов связано с ассимиляцией и естественной убылью. Но само русское население стало менее однородным в связи с большим притоком русских из Казахстана, их постепенной адаптацией и укоренением.

Сеть городов в крае развита относительно слабо, она формировалась на разных этапах освоения края с заметными временными разрывами. Первые городские поселения — Барнаул и Бийск — и сегодня остаются крупнейшими. В начале 2000-х гг. в агломерации Барнаул–Новоалтайск и Бийске проживало около 70% городского и более трети всего населения региона. Краевой центр возник как горно-металлургический центр на стыке основной транспортной магистрали - Оби и ленточного бора, служившего источником топлива, но позднее сменил специализацию, сохранив административные функции. Бийск вырос из опорного пункта Бийско-Кузнецкой укрепленной линии на месте слияния Катуни и Бии и начала Чуйского тракта. Остальные города относительно молоды, они сформировались уже в XX в. в несколько этапов (табл.2 ). В довоенный период оформились города-местные центры, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья (Алейск, Камень-на-Оби, Славгород, Рубцовск), в военный и послевоенный период появились новые промышленные центры на базе эвакуированных предприятий (Новоалтайск), добычи полиметаллических руд и горно-химического сырья. В 1979 г. получил городской статус центр коксохимии Заринск, в 1982 г. — город-курорт Белокуриха.

Таблица 2. Динамика численности населения городов и сельской местности Алтайского края

Города (с подчиненными городскими поселениями)

Дата основания

Год получения статуса города

Численность населения, тыс. чел.

2005 г. к 2002 г., %

2005 г. к 1989 г., %

2005 г.

2002 г.

1989 г.

Барнаул

1730-е гг.

1771

631,2

667,6

644,9

94,5

97,9

Бийск

1709

1782

227,6

231,2

239,2

98,4

95,2

Рубцовск

1886

1927

160,4

163,1

171,8

98,3

93,4

Новоалтайск

сер. XVIII в.

1942

74,0

73,1

66,7

101,2

110,9

Заринск

1952

1979

50,2

50,4

50,2

99,6

100,0

Камень-на-Оби

1751

1915

45,3

44,4

42,5

102,0

106,6

Славгород

1910

1917

34,8

35,3

35,8

98,6

97,2

Алейск

сер. XVIII в.

1939

28,7

28,6

30,3

100,3

94,7

Яровое

1944

1993

21,0

21,4

21,8

98,1

96,3

Горняк

1942

1969

15,6

15,8

15,8

98,7

98,7

Белокуриха

вторая пол. XIX в.

1982

14,7

14,5

14,4

101,4

102,1

Змеиногорск

1735

1952

11,5

11,6

12,2

99,1

94,3

ЗАТО Сибирский

1980

1995

12,3

12,0

Н.д.

102,5


В целом по краю:

2565,6

2607,4

2822,3

98,4

92,4

городское население

1371,4

1386,8

1581,6

98,9

87,7

сельское население

1194,2

1220,7

1240,7

97,8

98,4

Прежние традиции этнографических групп русского населения в Алтайском крае в настоящее время менее всего прослеживаются в одежде, они лишь в самой незначительной степени наблюдаются в старшей возрастной группе. Молодежь стремится следовать международной моде. На модернизацию костюма существенное влияние оказывает государственная сфера обслуживания, средства массовой информации. За годы Советской власти прочно вошла в быт производственная одежда, но не уходят из быта и специфичные Для сельского быта элементы традиционной дорожной одежды.
В пище традиционные черты проявляются более, чем в других элементах культуры. В повседневной кулинарии господствуют блюда традиционной кухни, при этом удерживается сложившееся издавна в Сибири преобладание в питании сравнительно с европейской частью страны мясо-мучных продуктов. Заметна разница в выборе продуктов и способах приготовления блюд, локализующаяся в зонах расселения прежних историко-культурных групп. Традиционная народная кулинария широко пополняется новыми блюдами, воспринятыми от разных народов и получившими общесоветское и даже международное признание.

Активизация этнических процессов за годы Советской власти способствовала формированию в Алтайском крае этнокультурного района, специфику которого составило тесное переплетение северно- и южнорусских, а также украинских народных традиций. Аналогичные процессы наблюдались по всей южной зоне Сибирского региона, охваченной пореформенным переселением. В ее границах под воздействием конкретных местных условий складывались локальные варианты. Вариативность, проявляющаяся в деталях отдельных элементов культуры, имеет место даже на сравнительно небольшой территории Алтайского края. Однако все изменения, являющиеся следствием адаптации к условиям Сибири, а также развитие здесь народной культуры за протекшие столетия укладываются в рамки общерусских традиций. В последние годы значительно расширилось переустройство материального быта, проводимое в общегосударственном масштабе.

Однако наряду с социально-демографическими проблемами, последние 15 лет обозначили и еще такие тенденции развития сибирских этносов, как бурный рост национального (этнического) самосознания, конструирование этнической истории, возрождение традиционных религиозных культов и практик, активизацию деятельности общественных организаций. Реалии постсоветских условий вынудили многие этносы адаптироваться к сложной экономической ситуации, искать новые пути развития, что, конечно же, не могло не сказаться на общем облике их культуры. За последние годы мы наблюдаем стремительные изменения в жизни малочисленных этносов Сибири. Эти изменения и должны становиться объектами специальных исследований.


(11 Голосов)
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Фотоальбом Алтай Лучшее

Altay-TheBest.jpg


Мы в социальных сетях